Имя

E-mail


Вопрос


 

Архив Философской Консультации


Кому же в действительности принадлежит фраза "свобода есть осознанная необходимость". Прошу дать указание на автора, сочинение, русское издание, том, страницу. К сожалению, мои поиски успехом не увенчались. Я так и не понял, был это Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс или Ленин. Загадка какая-то...

(вопрос задан Алексеем Фадеевым 4 февраля 2002)

Уважаемый Алексей,

ваш "фактический" вопрос, в ответ на который хватило бы одной строки (тот-то, мол, и тот-то, там-то и там-то сказал эту умную ли, глупую ли, но вполне известную вещь), обернулся - по мере того, как невозможность фактически же ответить на него обнаруживала себя все яснее и яснее - философским: "какая разница, кто говорит, - сказал один из нас, - какая разница, кто говорит"? Действительно, какая? Или, другими словами, что нам автор?

Можно думать, что имя автора неким образом прояснит содержание им высказанного. Скажем, если один из наших добрых знакомых склонен - по природе его - выражаться резко, то знание о том, что именно он является автором фразы "отлезь, гнида", поможет нам правильно оценить ее смысл. Что правда, то правда, но правда это только при одном условии: зависимость смысла высказывания от личности автора предполагает то, что сам акт высказывания понимается как акт выражения личности. А теперь подумайте, сколько из высказываемых Вами фраз Вы говорите лично от себя. Хорошо, если таковыми оказываются хотя бы признание в любви и обещание вернуть долги в срок. И уж точно, что определение свободы реже всего поднимается из глубин нашей души. Гораздо чаще, чем мы думаем, нами говорит телевизор, только что прочитанная книжка, школьный учитель или личный авторитет. Тогда что же заставляет нас думать, что загадочный автор нашей фразы имел в виду нечто большее, чем те, кто его беспрестанно цитируют? Иначе зачем нам его имя?

Даже если признать, что отдельные люди - такие, например, как Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс или Ленин - всегда отдают себе отчет в том, что они говорят в своих произведениях, как отличим мы Спинозу, Гегеля и Маркса как авторов произведений от Спинозы, Гегеля и Маркса как простых смертных, которым приходилось письменно высказываться не только о сущности свободы, но и о качестве съеденного за обедом супа. Были ли их оценки супа столь же осмысленными и многоумными, как их трактаты? Скорее нет, чем да. Но кто даст нам гарантию, что в их трактаты не закрался черновик личного послания или что Гегель не сказал утром на лекции того, что не успел сказать вечером своему камердинеру? Иными словами, в чем состоит единство автора и единство его произведения? Где граница между словами, отсылающими к личности автора, и словами, отсылающими единственно к качеству супа? И если ее нет, то зачем нам имя автора?

Объяснение нашего желания знать автора носит скорее историко-культурный, чем собственно философский характер. В европейской культуре автор исполняет в основном три функции: он выступает как инстанция ответственности, как собственник и как авторитет. Нужно точно знать, кто говорит, чтобы наказать недозволенно выразившегося. Нужно точно знать, кто говорит, чтобы заплатить гонорар за красиво написанное и не попасть под суд за без должной ссылки процитированное. И, наконец, нужно сослаться на авторитет, чтобы не утруждать себя понимаем того, о чем трактуешь. Последнее по части определения сущности свободы особенно важно: сами мы об этом думаем редко (что совершенно естественно), а высказываться иногда приходится. Так на кого же ссылаться? Наш совет - на любого из перечисленных. Скажем, "Краткий философский словарь" под редакцией М. Розенталя и П. Юдина (М., 1954) рекомендует ссылаться на Спинозу: "В философской теории Спинозы имеют место и элементы диалектики… Диалектически подходил Спиноза к вопросу о свободе, полагая, что свобода есть осознанная необходимость" (стр. 562). Правда, этот же словарь характеризует Спинозу как голландского философа-материалиста и атеиста, что внушает некоторые сомнения любому мало-мальски образованному человеку.

Итак, мы не можем указать, кто сказал эту фразу. Насколько нам удалось выяснить, никто из перечисленных Вами авторов, не является автором именно этой фразы. Однако мы все же можем указать, как Вы просите, русское издание, том и страницу. "Свобода - осознанная необходимость", - начинает свою заметку г-н Э. Араб-Оглы в IV томе "Философской Энциклопедии" (М.: Советская энциклопедия. 1967. С. 559). Этими же словами заканчивается третий абзац упомянутого философского словаря 54-года (статья "Свобода и необходимость", с. 523). Очевидно, что можно указать еще не один десяток справочников, учебников, методичек и сборников экзаменационных вопросов (угадайте, по какому предмету), которые формулируют то же самое. У них всех разные авторы, но прочитаете Вы там тот же самый набор слов (с намеком, что он принадлежит классикам марксизма-ленинизма - но всегда без ссылки). Даже если некогда один из перечисленных Вами мыслителей и произнес его, подлинный автор - Диамат (или Истмат - мы, признаться, не слишком умеем их различить). Авторы же некогда одушевленные говорили так:

Спиноза:

Определение VII. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только само собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу. См. Б. Спиноза. Этика. Санкт-Петербург: Аста-пресс, 1993. с. 7

Гегель:

…переход от необходимости к свободе не есть простой переход, но движение по ступеням, состоящее из многих моментов, изложение которых и составляет содержание философии природы. См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть третья: Философия духа. М.: Мысль, 1977. С.23

…свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее в себе как снятую. См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть первая: Наука логики. М.: Мысль, 1977. С 337

Маркс:

… истинное царство свободы, которое, однако, может расцвесть лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. См. Маркс. Капитал, т.3. М., 1955. С.833

Ленин:

…пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами "слепой необходимости". Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и нашего сознания, - мы господа природы. См. Ленин. Полн. Собр. Соч. т. 14. с. 177).

ОС


следующий вопрос >>

Hosted by uCoz