Архив Философской
Консультации
Если согласиться с тезисом
Фуко о смерти человека, то тогда возникает вопрос о том, что остается
производить и производится современной культурой?
(вопрос задан Виктором
10 января 2002)
Уважаемый Виктор,
Позвольте начать со вполне
имперсонального замечания о том, что другой, не менее известный
тезис Фуко - о смерти автора, вовсе не имеет в виду того, что с
отменой авторства как последней инстанции смысла и точки схождения
всех возможных референций, упраздняется также и обязанность пишущего
перечитывать свой текст дабы удостовериться в его - грамматической
по крайней мере - вменяемости.
Сама формулировка Вашего
вопроса проводит мысль о том, что культура есть производство, продуктом
которого является человеческое. Тезис, который поддержали бы многие
- от Делеза, Гваттари и Бодрийяра до отечественного Рыклина с сопутствующим
ему Подорогой. Более того, с такой формулировкой согласился бы вполне
отличный от них Мамардашвили, да и сам Кант не затруднился бы пояснить,
в каком смысле надо понимать подобное утверждение. Для нас в данном
случае не так важно, что каждый из названных мной философских персонажей,
поддерживая и разъясняя наш тезис, имел в виду что-то особенное,
порой прямо противоположное тому, что имел в виду другой. Важно,
что культура и человеческое прочно связаны в истории европейской
мысли.
И тут - продолжая логику
Вашего вопроса - приходит Фуко и говорит, что человек мертв. (До
него это громко провозглашал Ницше, но тогда публика увлеклась другой
важной смертью и эту пропустила.) Не должны ли мы, соответственно,
признать и смерть культуры? Но очевидно же, что она жива и здорова:
как посмотришь на список художественных выставок, проходящих в одном
только Петербурге, так самому хочется приказать долго жить - остается
лишь утешаться, что Петербург - культурная столица. Следовательно,
приходится признать, что не прав Фуко.
Рассуждение это не принимает
в расчет одного только обстоятельства: философские тезисы (а именно
таковым является тезис Фуко о смерти человека) хотя и выражаются
языковым способом, референтом своим всегда имеют смысл, отличный
от вещного референта выражения. Когда философ говорит "смерть",
он не всегда имеет в виду прекращение сердцебиения. Еще важнее спросить,
что имеет в виду философ, когда он говорит "человек". То, что в
ХХ веке философия отошла от громоздких конструкций из устрашающих
латинизмов (попробовали бы Вы подобным образом порассуждать о трансцендентальном
единстве апперцепции и его (ее - ?) смерти), не изменило ее природы.
Когда, к примеру, Лиотар пишет о "евреях", он не имеет в виду народ,
расселенный по всему миру, его культуру, вероисповедание или недавнюю
историю его истребления. Под термином "евреи" Лиотар имеет
в виду сокрытие как сущность Европы: Европа есть то, чему есть что
скрывать, и исторически это скрываемое - евреи. Человек у Фуко в
"Словах и вещах" понимается очень узко как та "трансцендентально-эмпирическая
складка", которая при разрушении классического порядка знания обеспечила
предметность гуманитарных наук, а сама впала при этом в метафизики
жизни, труда и языка. На обломках классической эпистемы человек
сформировался как то, что следует помыслить, и одновременно как
то, что надлежит познать. Помыслить означало бы здесь построить
такую аналитику конечного человеческого бытия, которая, принимая
во внимание его эмпирически (телесно и вещно) данную конечность,
критически открывает и исследует область её сочленения с порядком
трансцендентального. Аналитика переживания оказывается попыткой
придать эмпирическому в человеке трансцендентальную значимость.
Познать означало бы понять и описать функционирование механизмов
речи, производства и жизни. На деле же человек раздваивается между
гуманистикой и метафизикой и самим своим исчезновением, то есть
самим крушением этой зыбкой двойственности, ставит вопрос об истории.
Такого человека современная
культура не производит. Его создают разломы в истории знания. Да
и о смерти человека речь впрямую не шла. "Человек, как без труда
показывает археология нашей мысли, - это изобретение недавнее. И
конец его, быть может, недалек", - так говорил Фуко.
ОС
следующий вопрос
>>
|