Архив Философской
Консультации
Дорогой виртуальный оракул,
хотелось бы узнать, в чем различие между трансцендентным и трансцендентальным?
(вопрос задан А. Вернером
21 октября 2001)
Уважаемый А. Вернер,
сколь бы ни льстила избранная
Вами манера обращения, в данном случае она очевидно неоправданна:
чтобы отличить трансцендентное от трансцендентального, оракулом
быть не нужно (главным образом потому, что дело это довольно праздное).
Переходя же к разъяснениям, отметим, что вообще-то эти понятия походят
друг на друга не более, чем Гегель на Гоголя (хотя, конечно же,
и имеют общий корень transcendere - выходить за пределы).
К тому же они не образуют бинарной оппозиции (как, скажем, сырое-вареное,
Бродский-Евтушенко), так что рассказывать о них придется по отдельности.
Итак, трансцендентное:
выходящее за пределы опыта, т.е. то, что не может стать содержанием
опыта в принципе (вот, например, если у вас нету тети, то это не
значит, что она - трансцендентна: глядишь, какая-нибудь да найдется.
А нет - так не так уж и сложно ее помыслить, благо синтезировать
палочки и огуречики на основании имеющихся в опыте - задача для
рассудка не сложная; везде, где примешивается эмпирическое, т.е.
происходящее из ощущений, трансцендентного нет.) Для Канта таким
вне-опытным был, например, Бог. А вот Гуссерль любил говорить о
"трансценденции в пределах имманенции" (т.е. вне-опытном в пределах
принадлежащего опыту, белом в пределах черного). Но это уже другая
тема, феноменологическая.
Трансцендентальное
тоже имеет дело с опытом - точнее, принадлежит ему как его формальное
(а не содержательное) условие. Пример из жизни: в опыте можно с
легкостью обнаружить два яблока. Но сколько не ищи, рядом с ними
не обнаружишь равенства как такового, идеи больше или меньше и т.д.
Откуда же эти > = < берутся? Из способа организации самого опыта,
говорит Кант, автор разбираемого термина. Т.е. опыт - не совокупность
вещей, которые могут упасть на голову, а то, что позволяет вещам
быть такими, какие они есть в опыте. Например, пространство и время
- трансцендентальные формы чувственности, принадлежащие не вещам
(вещь всегда уже в пространстве), а субъекту опыта, в котором они,
вещи (предметы), обнаруживаются. Прямую антитезу трансцендентальному
подобрать трудно: в зависимости от контекста, ей может быть эмпирическое
(содержательное в опыте), а может быть и метафизическое. А для помянутого
уже Гуссерля трансцендентальное противостоит психологическому (с
которым он отчаянно боролся).
В заключении еще раз хочется
отметить, что эти термины принадлежат техническому философскому
языку и как таковые особой ценности не представляют - в том смысле,
что новыми знаниями вдруг не обогатят. Если бы Вы специфицировали,
в связи с чем возник столь общий вопрос, вероятно, и ответ показался
бы Вам более вразумительным.
Pierre Argentov
следующий вопрос
>>
|