Архив Философской
Консультации
Был ли Ницше фашистом?
(вопрос задан А. Сорокиным
17 сетября 2001)
Если ожидается, что на вопросы
подобного рода возможен ответ только Да-Нет (Не знаю), безусловно,
нам следует сказать свое решительное нет. Для подобного суждения,
кстати говоря, вовсе не обязательно заглядывать в тексты самого
Ницше - достаточно взглянуть на даты его жизни. Едва ли кого-нибудь
смутит утверждение, что в Вавилоне не было конституционных демократов.
Почему же возникают сомнения относительно Ницше, будто бы в его
случае имеются особые исключения для здравого смысла? Кроме того,
нелишне заметить, что и понятие "фашизм" вовсе не обязательно симметрично
некоей реально функционировавшей политической (идеологической, etc.)
системе. Ренессанс, как известно, возник из-под пера Якоба Буркхарда
много позже своего упадка. Фашизм как термин политической науки
(здесь не место углубляться во всевозможные уточнения и исследования),
безусловно, также родился не в 1933 году.
Однако ограничиться столь формальным рассмотрением было бы не вполне
добросовестно - тем более, что вопрос довольно-таки традиционный:
как гласит предание, "идеологи фашизма" частенько перед своим спокойным
- но все равно отвратительным - сном почитывали Ecce Homo, а иногда
и Генеалогию морали. Говорят даже, что в своих пламенных - но от
этого не менее мерзких - речах они нередко упоминали ressentiment,
вечное возвращение, волю к власти, переоценку всех ценностей и даже
сверхчеловека. Уж не был ли Ницше провозвестником того, что потом
назовут фашизмом? Уж не внушал ли он исподволь своим читателям мысли
о превосходстве арийской расы, о мировом господстве, об искоренении
евреев?
Едва ли. В жанре прямого ответа на вопрос "да или нет?" нет места
кропотливым отсылкам к текстам, комментариям и разночтениям, конъектурам
и исправлениям опечаток. Посему ограничимся самыми общими положениями.
Пафос Ницше состоит в том, что моральный субъект, конституции которого
приписывается врожденное моральное чувство (как, например, у Юма)
или моральный закон как категорический императив (естественно, у
Канта), вовсе не является чем-то естественным и, соответственно,
не имеет оснований в самом себе. Он, субъект, не коренится ни в
мышлении, ни в природе как воле к власти, но есть продукт ressentiment,
конституированный как мнемотехника. Разум для Ницше - "изуродованное
тело", а мышление, соотвественно, феномен исторический или, скорее,
геналогический (см. Генеалогия морали). То же, в чем мышление
по разумению неокантианцев себя находит, ценность, Ницше предлагает
"переоценить". Не в том смысле, чтобы на место одних ценностей поставить
другие, а в том, чтобы переоценить ценность самих ценностей. Субъект,
такой переоценкой сформированный, именуется Ницше "сверхчеловеком"
- по контрасту с человеческим как продуктом ressentiment.
Если это похоже на политическую программу, то Ницше можно назвать
фашистом. Только тогда очень трудно будет понять, что такое фашизм.
Pierre Argentov
следующий вопрос
>>
|