Что значит сегодня быть философом? Ударение ставится именно на
"сегодня". Не превратилась ли она сегодня в грамотное комментирование?
Является ли, например, для нашей культуры актуальным лишь написанное
слово, поэтому философ, по преимуществу, "тот, кто пишет". Если вы
считаете, что никакой разницы в том, чтобы быть философом сегодня и
философом в другие исторические эпохи, нет, то обоснуйте это
утверждение.
(вопрос задан Виктором 5 марта 2003)
Уважаемый Виктор,
То, что для "нашей культуры" актуальным является только слово
написанное, - хороший тезис. Однако проблема с ним не в том, чтобы
решить, актуально ли только написанное или еще и сказанное, спетое,
умолченное и т.д., - проблема в заключенном мною в кавычки понятии
"наша культура". В зависимости от того, где вам была выдана виза на
использование этого термина, вы будете ставить акцент на том или ином
"компоненте". Речь здесь идет о различных позитивных науках о
культуре, которые и толкуют о взаимодействии элементов культуры и
строят их иерархии. Говоря же философски, "нашей культуры" в качестве
предмета компаративного анализа не существует. Ибо последовательность
не такова: "вот моя культурная среда, вот я находясь в ней помыслил (и
записал) - а вот культурная среда Сократа, вот он в ней помыслил
(записал Платон) -> вот я сейчас сравню сначала культуры, а потом и
себя с Сократом и скажу, в чем мы (не)похожи". Скорее, "модель
философской мысли" выглядит так: "вот я подумал - а где моя культурная
среда?". Не в том смысле, что это первая вещь, которую надо философски
определять, а в том что сначала я иду, а потом понимаю, куда попал. И
если я никуда не иду, то никуда и не попадаю. Вопрос "Каково быть
философом в мою историческую эпоху?" - исключительно практический. В
той мере, в какой я философ, я и есть определение этого "каково".
Что же до "пишет-не пишет," дело здесь в том, что тот, кто не пишет,
меньше известен. Пока его не издадут. Скажем, Мераб Мамардашвили не
писал, а говорил. Ведь тот факт, что его лекции потом издали, не
сделал его бОльшим философом, не правда ли? А если Вы под духом
комментирования в современной философии имели в виду то, что сейчас
модно играть цитатами, оборачивая их вспять, так ведь в эпоху, скажем,
средневековья, вообще только цитатами и писали, и говорили.
Современным комментаторам до Св. Фомы далеко. Но мы же не можем по
этому параметру определять, кто их них больше философ (или кто
современнее).
Таким образом, окончательный ответ таков: разница между философами из
разных исторических эпох в том, что философы современные не живут в
историческую эпоху. Пусть это парадокс, но он избавляет от странных
тем вроде "Я и Сократ" или, хуже того, "Описание отличий философии
античной эпохи от философии современной" - под таким заголовком очень
трудно написать что-либо осмысленное.
Уместнее спрашивать о несоразмерности исторического и современного:
представить можно либо одно, либо другое. Каждое наше "сегодня" -
последний день Истории (если понимать ее линейно). Что же такое наше
завтра? Если же История - не только наше вчера, но и наше завтра - в
каком смысле исторично наше "сегодня" (т.е. наше непосредственное
существование)? А если так, то в каком смысле мы исторические существа
и, ergo, есть ли История вообще?
P.Ar.