Архив Философской
Консультации
Знаете ли Вы имена философов,
которые развивали идеи Хайдеггера в эстетике, как Левинас в области
социальной философии?
(вопрос задан А. Харькиной
27 июля 2001)
Уважаемая коллега,
На ваш вопрос спешим ответить,
что очень трудно развивать то, чего нет. У Хайдеггера, как нам представляется,
нет идей в области эстетики, и только такой выдающийся мыслитель,
как упомянутый Вами господин из литовского города Каунас мог отыскать
у Хайдеггера идеи в области социальной философии. Оно и понятно:
с берегов Немана дисциплинарное деление философской науки, порожденное
гением Гегеля (решайте сами, насколько злым был тот гений) представало
как нечто, своей очевидностью далеко превосходящее ясность деструкции
такой дисциплинарности, произведенной г-ном профессором Хайдеггером
где-то в дебрях Шварцвальда. Еще в своем курсе о Ницше, прочитанном
в зимний семестр 1936/37 года, г-н профессор предложил вниманию
своих студентов краткое изложение столь же краткой истории науки
эстетики, целью какового была демонстрации философской неочевидности
или - в терминах Хайдеггера - метафизической заданности связи искусства
и эстетики как адекватного к нему подхода. Пафос Хайдеггера прост:
если искусство нас и занимает, то точно не как эстетический феномен.
Техническая задача Хайдеггера как интерпретатора ницшевского текста
в этом курсе гораздо сложнее: нужно наделить этим именно пафосом
самого Ницше. Насколько г-ну профессору удалось привлечь на свою
сторону другого г-на профессора (на тот момент уже более 30 лет
покойного), судите сами (Heidegger, M. Nietzsche: Der Wille zur
Macht als Kunst. Gunter Neske, Pfullingen, 1961).
Впрочем, одно имя в ответ
на Ваш вопрос назвать стоит не задумываясь: херр Херрманн. Он развивал
и - несмотря на уже преклонный возраст - продолжает развивать идеи
Хайдеггера во всех областях. К сожалению, труды его навевают скорее
сон, чем вдохновение также и на переводчиков, и потому в большинстве
своем - увы! - так и остаются в оковах родного тевтонского наречия,
каковое мы все еще разбираем не слишком быстро. Никак нельзя забыть
также и недавно отметившего свое 101-летие херра Гадамера, который
во всех без исключения своих писаниях развивает те или иные идеи
Хайдеггера - в том числе и в своем основном труде "Истина и метод",
прекрасно Вам известном. В остальном же позвольте мне выразить надежду,
что нижеследующая краткая философская библиография по затронутому
Вами вопросу окажется Вам полезной.
Замечу только, что имеется
также обширная литература в области art history, пространно обсуждающая
(1) хайдеггеровское обращение с башмаками г-на артиста ван Гога,
(2) дерриданианское обращение этого обращения, (3) справедливое
негодование профессора Шапиро, посвятившего всю свою исследовательскую
энергию вышеупомянутым башмакам и со всей очевидностью доказавшего,
что башмаки эти принадлежали не какой-нибудь там крестьянке, а самому
ван Гогу и, наконец, (4) многочисленные внутридисциплинарные недопонимания,
возникшие по большей части от неточного перевода с тевтонских и
романских наречий на не слишком приспособленный к философским тонкостям
(по причине своей чрезвычайной демократичности) American English.
Так что should you have further questions concerning this particular
subfield, do not hesitate to ask.
Библиография
1. Barbaric D. Anblick, Augenblick, Blitz. Ein philosophischer
Entwurf zum Seinsursprung. Tuebingen, 1999.
2. Bernasconi, Robert. The Transformation of Language at Another
Beginning. In: Bernasconi R. Heidegger in Question: the Art
of Existing. New Jersey, 1993.
3. Bohlen, Stephanie. Die Ubermacht des Seyns. Heideggers Auslegung
des Bezuges von Mensch und Natur und Holderlins Dichtung des Heiligen.
Berlin, 1993.
4. Bohrmann, Katharina. Die Welt als Verhaltnis. Untersuchungen
zu einem Grundgedanken in den spaten Schriften Martin Heideggers.
Frankfurt a.M. 1983.
5. Bruns, Gerald L. Heideggeras Estrangements: Language, Truth
and Poetry in the Later Writings. New Heaven/London, 1989.
6. Caputo, John. Being, Ground and Play in Heidegger. In:
Man and World 3, 1970. S. 26-48.
7. Capurro, Raphael. "Herausdrehung aus dem Platonismus". Heideggers
existentiale Erstreckung der Sinnlichkeit. In: "Verwechselt
mich vor allem nicht". Hrsg. H.-H. Gander. Frankfurt a.M. 1994.
S. 139-156.
8. Emad, Parvis. The Echo of Being in Beitrage zur Philosophie
- Der Anklang: Directives for its Interpretation. In: Heidegger
Studies 7, 1991. P. 15 -35.
9. Faden, Gerhard. Der Schein der Kunst. Zu Heideggers Kritik
der Asthetik. Wurzburg, 1986.
10. Feher Istvan M. Gadamers Destruktion der Aesthetik im Zusammenhang
seiner philosophischen Neubegruendung der Geisteswissenscheften
// Denkwege. Philosophische Aufsaetze. Hrsg. Dietmar Koch. Tuebingen,
1998.
11. Fischer, Kurt. Abschied. Die Denkbewegung M. Heideggers.
Wurzburg, 1990.
12. Gadamer, Hans-Georg. Der Weg in die Kehre. In: Gesammenlte
Werke Bd. 3. Tubingen, 1987. S. 271 - 284.
13. Gadamer, Hans-Georg. Heideggers Wege. Studien zum Spatwerk.
Tubingen, 1983.
14. Gadamer, Hans-Georg. Griechische Philosophie. Bd. I-III,
Gesammenlte Werke Bd. 5 - 7. Tubingen, 1985.
15. Gander, Hans-Helmuth. Grund- und Leitstimmungen in Heideggers
Beitragen zur Philosophie. In: Heidegger Studies 10, 1994.
P. 15 - 31.
16. Gethmann-Siefert, Annemarie, ed. Philosophie und Poesie.
Otto Poggeler zum 60. Geburtstag. Band 2. Stuttgart-Bad Cannstatt,
1988.
17. Gethmann-Siefert, A. und Poggeler O., eds. Heidegger und
die praktische Philosophie. Frankfurt a.M., 1988.
18. Gruber Winfried. Vom Wesen des Kunstwerkes nach Martin Heidegger.
Eine Untersuchung uber die Moglichkeit und Notwendigkeit der Kunst.
Graz, 1956.
19. Guest, Gerard. Technik und Wahrheit. Zur Erorterung der Gefahr.
In: Gro?e Themen Martin Heideggers: Eine Einfuhrung in sein Denken.
Hrsg. Edelgard Spaude. Freiburg, 1990. S. 104 - 133.
20. Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Frankfurt a.M., 1974
-
21. Herrmann, Friedrich-Wilhelm von. Das Ende der Metaphysik
und der andere Anfang des Denkens. Zu Heideggers "Kehre". In:
Freiburger Universitatsblatter. Heft 104. 1989. S. 47 - 60.
22. Herrmann, Friedrich-Wilhelm von. Die Frage nach dem Sein
als hermeneutische Phanomenologie. In: Gro?e Themen Martin
Heideggers: Eine Einfuhrung in sein Denken. Hrsg. Edelgard Spaude.
Freiburg, 1990. S. 11 - 30.
23. Herrmann, Friedrich-Wilhelm von. Heideggers Philosophie der
Kunst. Eine Systematische Interpretation der Holzwege-Abhandlung
"Der Ursprung des Kunstwerkes". 2. uberarb. und erw. Aufl. Frankfurt
a.M., 1994.
24. Herrmann, Friedrich-Wilhelm von. Wege ins Ereignis Zu Heideggers
"Beitragen der Philosophie. Frankfurt a.M., 1994.
25. Jahnig, Dieter. Die 'Kehre' in Heideggers Verstandnis der
Geschichte. In: Thomas Buchheim (Hrsg.): Destruktion und
Ubersetzung. Zu den Aufgaben von Philosophiegeschichte nach Martin
Heidegger. Weinheim, 1989. S. 101 - 125.
26. Kettering, Emil. NAHE. Das Denken Martin Heideggers.
Pfullingen, 1987.
27. Kockelmans, Josef. Heidegger on Art and Art Works. Dordrecht,
1985.
28. Koch, D. Hermeneutisches im Ereignis-Denken Martin Heideggers
// Denkwege. Philosophische Aufsaetze. Hrsg. Dietmar Koch. Tuebingen,
1998.
29. Kraft, Peter. Das anfangliche Wesen der Kunst: zur Bedeutung
von Kunstwerk, Dichtung und Sprache im Denken Martin Heideggers.
Frankfurt a.M., 1984.
30. Kube, J. TEXNH UND ARETH. Sophistisches und Platonisches
Tugendwissen. Berlin, 1969.
31. Levin, David Michael. The Embodiment of Thinking: Heidegger's
Approach to Language. In: Phenomenology: Dialogues and Bridges.
New York, 1982. P. 61 - 77.
32. Lleras, Fernando. Zu Heideggers Gedanken vom Ende der Metaphysik.
Frankfurt a.M., 1986.
33. Maly, Kenneth. Imaging, Hinting, Showing: Placing the Work
of Art. In: Kunst und Technik, Gadachtnisschrift zum 100.
Geburtstag Martin Heideggers. Hrsg. W. Biemel, F.-W. Herrmann.
Frankfurt a.M., 1989. S. 189 - 203.
34. Poggeler, Otto. Der Denkweg Martin Heideggers. Dritte erweiterte
Auflage. Pfullingen, 1990.
35. Poggeler, Otto. Die Frage nach dem Kunst. Von Hegel zu Heidegger.
Freiburg, Munchen, 1992.
36. Poggeler, Otto. Heidegger und die Kunst. In: Martin
Heidegger. Kunst, Politik und Technik. Hrsg. Chr. Jamme und
K. Harries. Munchen, 1992. S. 59 - 84.
37. Poggeler, Otto. Wachst das Rettende auch? Heideggers letzte
Wege. In: Kunst und Technik: Gedachtnisschrift zum 100. Geburtstag
Martin Heideggers. Hrsg. W. Biemel, F.-W. Herrmann. Frankfurt
a.M., 1989. S. 3 -24.
38. Richardson, William J. Heideggers Weg durch die Phanomenologie
zum Seinsdenken. In: Philosophisches Jahrbuch 72. 1964/1965.
S. 385 - 396.
39. Riedel, Manfred. Uberwindung der Asthetik. In: Musis
et Litteris. Festschrift fur Bernhard Rupprecht zum 65. Geburtstag.
Hrsg. Silvia Glaser und Andrea M. Kluxen unter Mitarbeit von Volkmar
Greiselmayer. Munchen, 1993
40. Sallis, John. Echoes: After Heidegger. Bloomington and
Indianapolis. 1990.
41. Sallis, John. Heidegger's Poetics: The Question of Mimesis.
In: Kunst und Technik: Gedachtnisschrift zum 100. Geburtstag
Martin Heideggers. Hrsg. W. Biemel, F.-W. Herrmann. Frankfurt
a.M., 1989. S. 175 - 188.
42. Shin, Sang-Hie. Wahrheitsfrage und Kehre Martin Heideggers.
Die Frage nach der Wahrheit in der Fundamentalontologie und im Ereignis-Denken.
Wurzburg, 1993.
43. Sowa, Hubert. Krisis der Poiesis. Schaffen und Bewahren als
doppelter Grund im Denken Martin Heideggers. Wurzburg, 1992.
44. Stenstad, Gail Marie. Heidegger's question of Language: From
Being to Dwelling. UMI, 1990 (Diss.)
45. Thomsen, D. "Techne" als Metapher und als Begriff der sittlichen
Einsicht. Zum Verhaltnis von Vernunft und Natur bei Platon und Aristoteles.
Freiburg/Munchen, 1990.
46. Thurnher, R. Wandlungen der Seinsfrage. Zur Krisis im Denken
Heideggers nach "Sein und Zeit". Tuebingen, 1997.
47. Van de Water, Lambert. The Work of Art, Man, and Being: A
Heideggerian Theme. In: International Philosophical Quarterly
9, 1969. S. 214 - 235.
48. Xiropaidis, Georgios. Einkehr in die Stille: Bedingungen
eines gewandelten Sagens in Heideggers "Der Weg zur Sprache".
Freiburg, Univ., Diss. 1991.
49. Ziegler, Susanne. Heidegger, Holderlin und die Aletheia.
Martin Heideggers Geschichtsdenken in seinen Vorlesungen 1934/35
bis 1944. Berlin, 1991.
50. Ziegler, Susanne. Zum Verhaeltnis von Dichten und Denken
bei Martin Heidegger. Tuebingen, 1998.
С пожеланиями всяческих благ и больших профессиональных
успехов,
OC
P.S. В дополнение к вышеприведенному
списку наш коллега А.В.Астров назвал еще одну значительную работу
по данной теме, а именно:
51. Marc Froment-Meurice. That
Is to Say: Heidegger's Poetics.
следующий вопрос
>>
|